17.01.2022
Для чего нужен учитель-дефектолог?
Дефектолог в детском саду — специалист,
основные задачи работы которого заключаются в изучении, воспитании, обучении и
социализации детей, имеющих какие-то отклонения в развитии. Другими словами,
это педагог, выполняющий функции корректора.
Содержание работы представляет собой
целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку с
ограниченными возможностями здоровья в форме занятий и динамического наблюдения
за ходом его развития и социальной адаптации, так и родителям,
воспитателям, в форме консультаций, во время которых они учатся необходимым
приемам обучения ребенка.
Основные направления
работы:
· Педагогическая диагностика ребенка (провожу полное и подробное
обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого,
познавательного и социального развития, в процессе которого определяю
способности ребенка к обучению и к игре, что помогает организовать работу с
этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать
выявленные недостатки развития).
· Организация и проведение индивидуальных и подгрупповых занятий для:
* развития коммуникативной деятельности детей и игровой способности,
которая является главным видом деятельности для детей этого возраста;
* повышения познавательной активности детей и развития основных психических
процессов, таких как мышление, воображение, внимание, память, восприятие (в
практической деятельности преобладают индивидуальные занятия, так как они
позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка);
* развития общей и мелкой моторики, координации движений;
* подготовки детей к обучению в школе.
· Просвещение педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и
воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка
(консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, беседы).
Организация работы
учителя - дефектолога
1. На занятия к учителям - дефектологам зачисляются дети:
- имеющие диагноз: задержка психического развития, ранний детский аутизм;
- дети со множественными нарушениями развития.
2. Зачисление и комплектование групп осуществляет учитель - дефектолог на
основании диагностики, которая проводится с 15 по 30 мая и с 01 по 30 сентября.
3. Комплектование групп осуществляют учителя - дефектологи на основе
результатов обследования по принципу сходного дефекта или нарушения.
4. Зачисление детей из числа обследованных и зарегистрированных
производится в течении всего учебного года по мере освобождения мест.
5. Коррекционная работа по устранению нарушений в развитии детей проводится
на индивидуальных занятиях и мини подгруппами. Основной формой организации
работы учителя - дефектолога являются индивидуальные занятия.
6. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, составленным учителем -
дефектологом и утвержденным руководителем учреждения.
7. На обязательные индивидуальные и подгрупповые (коррекционные) занятия (
с учетом ухода и прихода детей и проверки заданий) отводится:
- 15-20 минут - с детьми дошкольного возраста.
7. Периодичность и продолжительность индивидуальных занятий учителя - дефектолога
определяется уровнем развития детей (от 1 до 3 раз в неделю).
8. Продолжительность коррекционно - развивающего обучения детей составляет:
не менее года.
9. Темы индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий фиксируются в журнале учета посещаемости занятий учителя - дефектолога, который является финансовым документом.
10. Ответственность за посещение занятий детьми несут учитель - дефектолог,
родители (законные представители).