Что такое профориентация?
Профориентация дошкольников
Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых.
Ранняя профориентация дошкольников – первая ступень в развитии самоопределения ребенка и фундамент для оформления его профессиональных предпочтений.
Основная цель
ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения
ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в
разных видах деятельности.
Если все это реализовано
успешно, у детей формируются соответствующие навыки, а также уважение к труду в
любой сфере, расширяется кругозор, выявляются способности, увлечения и
интересы.
Таким образом,
главная задача знакомства воспитанников ДОУ с профессиями – подготовка к осознанному самоопределению, дальнейшему
самостоятельному планированию, анализу и реализации своего трудового пути.
Задачи профориентации по
возрастным группам.
Дети младшего дошкольного
возраста (3-4 года):
· формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых,
простейших трудовых операциях и материалах;
· учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на
заботу о людях;
· обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей
литературных произведений, которые трудятся;
· развивать представления об использовании безопасных способов выполнения
профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Дети среднего дошкольного
возраста (4-5 лет):
· формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение
потребностей человека и общества;
· формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
· формировать первичные представления о мотивах труда людей;
· формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу
людям и описанных в художественной литературе;
· учить сравнивать профессии;
· учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих
понятный ребенку результат;
· знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной
деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного
возраста (5-7 лет):
· расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных
и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
· расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники,
облегчающей выполнение трудовых функций человека;
· формировать первоначальные представления о труде как экономической
категории;
· формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей
средствами художественной литературы;
· систематизировать знания о труде людей в разное время года;
· знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Дети старшего дошкольного
возраста (6-7 лет):
· расширять и систематизировать представления о различных видах труда
взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и
государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы,
результаты, их личностную, социальную и государственную значимость,
представления о труде как экономической категории);
· расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
· расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных
условий;
· расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах –
помощниках человека;
· формировать представление о видах производственного труда (шитьё,
производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда
(медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей
различных профессий.
Планируемые результаты для
детей
К моменту завершения дошкольного образования:
· Ребенок будет иметь представления о мире современных технических
профессий нашего региона;
· Ребенок будет уметь выделять структуру трудовых процессов
(цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
иметь положительное отношение к разным видам технического труда;
· Ребенок сможет моделировать в игре отношения между людьми
разных профессий;
· Ребенок будет иметь определенные знания и представления о
профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда,
гордость и уважение к труду своих родителей);
· У детей сформируется первоначальные представления
о финансовой культуре.
К завершению дошкольного образования:
· Ребенок будет чётко осознавать, что труд — основа жизни, любой труд — это
хорошо, плохо — сидеть без дела;
· Ребенок будет знает, что деньги зарабатываются трудом, являются
мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
· Ребенок будет понимать, что бережливость и экономия — это
разумное отношение к расходам, умение ценить результаты труда, умение делиться
и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.
Планируемые результаты для
педагогов:
· Сформируется система работы по ранней профориентации детей дошкольного
возраста 3-7 лет (включительно);
· Активизируется творческий потенциал педагогов;
· Возрастет профессионализм педагогов в вопросах экономического воспитания и
развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста;
· Сформируется методическая база по формированию основ технической
грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Планируемые результаты для
родителей (законных представителей):
· Повысится уровень компетенции родителей (законных представителей) в вопросах
ранней профориентации дошкольников, воспитания финансовой культуры,
формирования основ технической грамотности;
· Появится возможность родителям (законным представителям) увидеть своего
ребенка в новой деятельности, оценить его способности.