Профориентационная работа с дошкольниками

Что такое профориентация?

Профориентация дошкольников  – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. 

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых.

Ранняя профориентация дошкольников – первая ступень в развитии самоопределения ребенка и фундамент для оформления его профессиональных предпочтений.

Основная цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности.

Если все это реализовано успешно, у детей формируются соответствующие навыки, а также уважение к труду в любой сфере, расширяется кругозор, выявляются способности, увлечения и интересы.

Таким образом, главная задача знакомства воспитанников ДОУ с профессиями – подготовка к осознанному самоопределению, дальнейшему самостоятельному планированию, анализу и реализации своего трудового пути.

 

Задачи профориентации по возрастным группам.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года):

·         формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

·         учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

·         обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

·         развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет):

·         формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

·         формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

·         формировать первичные представления о мотивах труда людей;

·         формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

·         учить сравнивать профессии;

·         учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

·         знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет):

·         расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

·         расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

·         формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

·         формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

·         систематизировать знания о труде людей в разное время года;

·         знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.Хочу такой сайт

Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет):

·         расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

·         расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

·         расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

·         расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

·         формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.


Планируемые результаты для детей

К моменту завершения дошкольного образования:

·         Ребенок будет иметь представления о мире современных технических профессий нашего региона;

·         Ребенок будет уметь выделять структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); иметь положительное отношение к разным видам технического труда;

·         Ребенок сможет моделировать в игре отношения между людьми разных профессий;

·         Ребенок будет иметь определенные знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

·         У детей сформируется первоначальные представления о финансовой культуре. 

К завершению дошкольного образования:

·         Ребенок будет чётко осознавать, что труд — основа жизни, любой труд — это хорошо, плохо — сидеть без дела;

·         Ребенок будет знает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

·         Ребенок будет понимать, что бережливость и экономия — это разумное отношение к расходам, умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему. 

Планируемые результаты для педагогов:

·         Сформируется система работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста 3-7 лет (включительно);

·         Активизируется творческий потенциал педагогов;

·         Возрастет профессионализм педагогов в вопросах экономического воспитания и развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста;

·         Сформируется методическая база по формированию основ технической грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Планируемые результаты для родителей (законных представителей):

·         Повысится уровень компетенции родителей (законных представителей) в вопросах ранней профориентации дошкольников, воспитания финансовой культуры, формирования основ технической грамотности;

·         Появится возможность родителям (законным представителям) увидеть своего ребенка в новой деятельности, оценить его способности.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».