Психологическая служба
Психологическая служба ДОУ
Цель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.
Основными
задачами психологической службы в ДОУ являются:
1.
Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Проведение
индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических
особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.
3. Содействие развитию
образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса
формирования команды единомышленников.
Функции психологической
службы ДОУ
·
Создание условий для сохранения и укрепления
психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
·
Максимальное содействие полноценному психическому и
личностному развитию ребенка.
·
Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
·
Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве
интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
·
Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих
программах и специальных формах организации деятельности.
·
Участие в создании оптимальных условий для развития и
жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
·
Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и
родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
· Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с
детьми.
·
Содействие формированию психологической компетентности
сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах
обучения и воспитания.
К основным направлениям
деятельности педагога-психолога относятся:
Психодиагностика
Цель данного направления деятельности — психолого-педагогическое
изучение индивидуальных особенностей личности воспитанников в целях организации
индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.
С детьми проводятся следующие психодиагностические мероприятия:
Наблюдение за
процессом адаптации вновь прибывших воспитанников.
Диагностика
психического развития воспитанников дошкольного учреждения.
С педагогами психолого-педагогическая диагностика может включать изучение
психологических особенностей профессиональной деятельности воспитателей,
диагностику эмоционального состояния, социально-психологического климата
коллектива и др.
С родителями (законными
представителями) психолого-педагогическая диагностика проводится с целью изучения
состояния детско-родительских отношений, выявления детей и семей, находящихся в
социально-опасном положении.
Другие диагностические
мероприятия могут осуществляться согласно плану работы дошкольного учреждения,
а также в случаях необходимости подготовки психолого-педагогической
характеристики на отдельных детей.
Результаты диагностических
мероприятий должны быть донесены до респондентов.
Все диагностические мероприятия
с детьми могут проводиться только с согласия родителей или законных
представителей детей. Форму получения согласия учреждение образования определяет
самостоятельно.
Коррекционно-развивающая работа – составная часть воспитательной работы дошкольного учреждения.
Цель данного направления работы – содействовать личностному развитию
детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, организации безопасной
жизнедеятельности детей, оказывать помощь в преодолении трудностей в адаптации,
развитии и обучении, создавать условия для получения коррекционно-развивающей
поддержки всем нуждающимся детям.
С детьми в рамках данного направления педагог-психолог на основании данных
психодиагностических исследований, собственных наблюдений, наблюдений педагогов
и родителей выделяет детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе.
В рамках адаптационных мероприятий в ясельной и
других группах могут проводиться индивидуальные занятия с детьми, у которых наблюдаются симптомы
трудной адаптации.
В дошкольных группах организуется коррекционно-развивающая работа
со следующими группами детей:
1) дети, имеющие трудности в личностной, эмоционально-волевой и
коммуникативных сферах;
2) дети, превышающие нормативные
показатели по уровню развития (способные, одаренные дети)
3) со всеми воспитанниками по
развитию эмоционально- волевой и коммуникативных сфер;
4) с детьми, имеющими низкий
уровень сформированности познавательных процессов.
Кроме того, педагог-психолог
может осуществлять индивидуальную или групповую работу с детьми, имеющими
эмоционально-поведенческие нарушения (гиперактивность, агрессивность и т.д.)
Коррекционно-развивающая
работа с детьми проводится только по согласованию с родителями или лицами их
замещающих.
С педагогами и родителями
(законными представителями) коррекционно-развивающие мероприятия не проводятся.
Психолого-педагогическое
консультирование
Цель данного направления работы – оказание помощи родителям (законным
представителям) и педагогам в решении актуальных задач развития, адаптации,
социализации, проблем взаимоотношений.
Психолого-педагогическое консультирование проводится в индивидуальной или
групповой форме.
С детьми консультации не проводятся.
С педагогами психолого-педагогические консультации организуются по по вопросам
обеспечения полноценного, своевременного, разностороннего психического развития
ребенка (познавательных, эмоционально-волевых процессов, различных видов
деятельности), организации индивидуально-дифференцированного подхода к детям,
установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) и
др.
С родителями (законными представителями детей) консультации организуются по
вопросам развития, познавательно-практической деятельности, поведения детей
(например: обсуждение особенностей процесса адаптации ребенка, разъяснение
специфики переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об
особенностях взаимодействия с детьми в группе, характере оказания помощи
родителями в подготовке ребенка к школе и т. п.).
Психологическая
профилактика и просвещение
Цель – развитие психолого-педагогической компетентности
(психологической культуры) педагогов и родителей (законных представителей) .
Психопрофилактическая работа
педагога-психолога осуществляется в процессе организации различных форм
учебно-методической деятельности, в т.ч. на методических объединениях
педагогов, родительских собраниях, родительских клубах и т. п.
В рамках данного направления
деятельности психолог создает условия для педагогов по овладению
психолого-педагогическими технологиями адаптации и социализации детей на разных
этапах воспитания и обучения, приемами и методами развития познавательных
процессов (мышление, память, внимание, воображение и т.п.), навыками проведения
психогимнастических упражнений (совместно с руководителем физического
воспитания), направленными на снятие у детей утомляемости, эмоционального
напряжения, регуляцию эмоционального состояния.
С родителями (законными представителями) психопрофилактическая работа
целесообразна в таких формах как размещение информации в родительском уголке
(стенд, папка, информационные листки и т.п.), выступления на родительских
собраниях, организация работы родительского клуба, участие в открытых
мероприятиях дошкольного учреждения, рекомендации литературы по развитию и
образованию детей.
Целью психопрофилактической работы с родителями должна стать защита прав
детей, профилактика социального сиротства (уклонение от выполнения родительских
обязанностей, жестокое обращение с детьми и насилие в семье и т.п.), пропаганда
здорового образа жизни, профилактика вредных привычек (курение, злоупотребление
алкоголем и др.), пагубно влияющих на здоровье, прежде всего, маленьких детей.
Работа проводится
педагогом-психологом
Медведь Натальей
Геннадьевной.