15.02.2023
Несмотря на то, что психология и психологи сопровождают
учебно-воспитательный процесс не одно поколение, обращение к психологу всё ещё
не стало привычной нормой. Первоначально родители всё так же
предпочитают решить свои вопросы в общении с окружающими, иногда
обращаются к информации в интернете, а затем – в печатных изданиях. Поэтому,
занимаясь организацией консультативной работы в детском саду, следует учитывать
этот момент.
Работая в дошкольном учреждении, педагог-психолог выстраивает
свою деятельность в зависимости от вида и типа организации, структуры и
специфики системной работы, запроса и ожиданий участников воспитательно-образовательного
процесса, а также особенностей воспитанников. Направления работы
могут варьировать, пересматриваться и изменяться, охватывая поставленные перед
психологом задачи. Может меняться также
само соотношение консультативной, методической и практической деятельности –
непосредственных занятий с детьми. Традиционным местом проведения консультации
является кабинет педагога-психолога, групповые ячейки, музыкальный зал.
Инициаторами консультации могут выступать родители,
администрация и собственно педагог-психолог. Во время организации
консультативной работы могут возникать различные препятствия, Иногда,
чтобы разнообразить консультативную работу или охватить больше участников,
можно использовать альтернативные варианты консультирования. В эпоху цифровизации
к таким способам можно отнести вебинары, использование приложений, соц сетей. Ютюб
канал.
Также есть возможность консультирования через публикации на
сайте учреждения или страницах специалиста, личную переписку по электронной
почте или в бумажном виде. Консультирование такого плана больше подходит по
общим и наиболее часто возникающим вопросам, для профилактической работы и
распространению опыта педагога-психолога.
Как нестандартные способы можно использовать проективные карты, упражнения по типу
«Спроси, как?..»,.Кросс-коучинг. Результаты консультативной работы можно
фиксировать в специальном регистрационном журнале, где кратко указывать
рекомендации и план последующей работы (если она предполагается).
На заключительном этапе консультации имеет смысл уточнить у
консультируемого, удалось ли получить ответы на интересующие вопросы, облегчить
его состояние, прояснить ситуацию.
Оценка эффективности консультативной работы также может
фиксироваться в виде обратной связи..