Три года —
это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития
ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с
матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».
Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и
признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
В этом
возрасте у вашего ребенка:
• Происходит формирование «противо-воли», что выражается в
желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для
благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного
человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые,
более глубокие отношения.
• Проявления осознания себя как отдельного человека будут
выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и
делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по
силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он
отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом
ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
• Появляется возможность действовать не под влиянием любого
случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и
стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и
следующим шагом в обретении самостоятельности.
• Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и
членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия
через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
• Игра становится все более коллективной. Игра с предметами
может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится
образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и
соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть
10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
• Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои
личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден
учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться
в одиночестве и скучать.
• Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь,
придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный
личностный смысл.
Математика
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь считать до трех и показывать соответствующее
количество пальчиков на руке.
2. Ребенок может уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький,
высокий - низкий и т. д.
3. Ребенок может знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий,
белый, черный) .
4. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник).
5. Ребенок может уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь
сравнивать количество предметов.
6. Ребенок может уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.
Логическое
мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
2. Ребенок может уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.
3. Ребенок может уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал
такой выбор.
4. Ребенок может уметь находить сходства и различия между предметами.
5. Ребенок может уметь запоминать 2-3 картинки.
6. Ребенок может уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил
несколько раз.
7. Ребенок может уметь запоминать и повторять движения, которые показал
взрослый 1-2 раза,
8. Ребенок может уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
9. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
10. Ребенок может находить парные предметы. Уметь из группы предметов
выбирать нужный.
11. Ребенок может уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов,
находить сходства и различия между предметами.
Развитие
Речи
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь не только зрительно воспринимать образы, но и
описывать увиденное.
2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к
сложным (из 5-6 слов).
3. Ребенок может уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды
и т.д.
4. Ребенок может уметь называть по одному признаку каждого предмета.
5. Ребенок может знать названия основных действий людей и животных
(лежит, сидит, бежит и т.д.)
6. Ребенок может уметь повторять за взрослым стишки и песенки.
7. Ребенок может знать свое имя и фамилию.
8. Ребенок может уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.
Окружающий
мир
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Ребенок может знать названия и уметь показывать домашних (корова,
коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.)
животных.
2. Ребенок может знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб
(кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).
3. Ребенок может знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб,
яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
4. Ребенок может знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
5. Ребенок может иметь представление о материалах, из которых изготовлены
окружающие предметы.
6. Ребенок может знать части суток - утро, день, вечер, ночь.
7. Ребенок может уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.
Навыки
обихода
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1.Ребенок может уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек).
2. Ребенок может уметь разрезать ножницами бумагу.
3. Ребенок может уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д.
Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
4. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки.
5. Ребенок может знать основные правила гигиены.
Вам как
его родителям важно:
• С терпением и пониманием относиться к проявлениям
«противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка
впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и
инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не
вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или
ненужным.
• Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка,
который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а
потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
• Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую
возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков
самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад
выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к
детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при
расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от
потери привычного ему мира.
• Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов
в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие
личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть
уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
• Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю,
понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не
подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными
эмоциональными реакциями.
• Продолжать активно развивать координацию движений (учить
прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому
способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок).
Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать
физические упражнения.
• Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут
формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье.
Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка,
необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в
развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в
ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним
события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо
отвечайте на его вопросы.
|