01.09.2022
- Кто
такой логопед?
Логопед – педагог, учитель, наставник
для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это
мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую
моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с
удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.
- Когда
ребенок должен начать говорить?
Примерно с шести - семи месяцев ребенок
начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети
начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа»,
«баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би»,
«ко-ко», «му».
К 1,5 годам в активном словаре ребенка
насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» - это тоже слова!)
К 2 годам — 200-300 слов (существительные,
обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие
простые действия)
Возраст 2 лет включает в себя период и 2
года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как
раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему
в этом поможете.
- Когда
следует начинать занятия?
Еще несколько лет назад была четкая
граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к
логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим
сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год,
кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи
быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.
Здесь как нельзя лучше применим девиз:
«Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы
посетить консультацию логопеда.
Календарь посещения логопеда
1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
2. В возрасте 1 года - логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
3. В возрасте 2ух лет - логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
4. В 3 года - логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
5. В 4 года - логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
- Есть ли
разница в развитии речи у мальчиков и девочек?
Речевое развитие мальчиков и девочек
имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том
числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница
обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы,
организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего
воспитания.
По статистике 2,5 летняя девочка имеет
словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза
больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.
Далее эта разница сглаживается, мальчики
успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному
самовыражению.
- «Мой
ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?
Бегите от специалистов, которые говорят
Вам: «Делайте вид, что Вы не понимаете малыша. Он просто не хочет говорить».
Так делать категорически нельзя.
Вы когда-нибудь видели умеющего
говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много,
задают вопросы и занимаются словотворчеством.
Речь появляется не потому, что «надо
говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах
накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его
через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать.
Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков,
невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения.
Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только
рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.
Обязательно отправляйтесь на
консультацию к неврологу и логопеду.