14.04.2022
Дыхательные упражнения помогают выработать
диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию
правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет
получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в
помещении, проветрить его.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или
обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы
час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Варианты игр.
1.«Снег».
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым
превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть
округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении
этого упражнения.
2.«Кораблики».
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся
в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик
дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от
«киндер-сюрпризов»
3.«Футбол».
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от
пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол.
Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два
шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
4. «Бульбульки».
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много
воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть
в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик,
где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды –
можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не
пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо,
сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания
цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите
ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
5.«Волшебные пузырьки».
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать
мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься,
то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на
пузыри, чтобы они не попали в него.
6. «Дудочка».
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком
языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек
засвистел, как дудочка.
Литература:
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. –
М, 2005.
2. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и
логопедическая ритмика в ДОУ. – М., 2006.
3. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи.
– М., 2005.
4. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. – М., 200