27.10.2019
Возрастные
особенности развития детей старшей группы.
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является
очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка,
интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в
ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я»,
половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей
гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого
возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети
могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать
личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между
взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается
в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет
человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте –
потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в
свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и
намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая
активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия
для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в
игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение,
придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет
ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх
соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает
доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и
поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у
детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция,
которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека.
Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность,
использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять
внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную
информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько
материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной
деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины.
Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом
возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его
кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение
детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку
описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление
о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах,
изобретениях и о многом другом.
Это период наивысших возможностей для развития всех
познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим,
интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор
хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является
складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные
головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет,
форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность,
проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект
дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует
уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в
свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно,
ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению
и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых
усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное
развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший
результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку
развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему
сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей
много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.
ВНИМАНИЕ:
• - выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут,
наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;
• - находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по
предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация
внимания;
ПАМЯТЬ:
• - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
• - рассказывать наизусть несколько стихотворений;
• - пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
• - определять последовательность событий;
• - складывать разрезанную картинку из 9 частей;
• - находить и объяснять несоответствия на рисунках;
• - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
• - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять
свой выбор.
МАТЕМАТИКА
• Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.
• Правильно пользуется количественными и порядковыми
числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по
счету?»
• Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
• Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине);
проверяет точность определенным путем наложения или приложения.
• Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к
другим предметам.
• Знает некоторые характерные особенности знакомых
геометрических фигур.
• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене
частей суток.
• Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Имеет достаточно богатый словарный запас.
• Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
• Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору
картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие
литературные произведения.
• Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо
начинать с формирования фонематического анализа слова.
ПОЗНАНИЕ
• Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие
труд человека в быту.
• Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они
сделаны.
• Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний
адрес.
• Знает о взаимодействии человека с природой в разное время
года.
• Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных,
растений.
• Бережно относится к природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Знает стихотворения, считалки, загадки.
• Называет жанр произведения.
• Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
• Называет любимого детского автора, любимые сказки и
рассказы.
В изобразительной деятельности 5 – 6 летний ребёнок свободно
может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, обычно
рисунки представляют собой схематические изображения различных предметов, дети
любят рисовать, лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной
и круглой формы, умение вырезывать по контуру – один из показателей готовности
к школе.
В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное
эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к
друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о
младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также
процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.
Родители ДОЛЖНЫ оставаться примером для детей. Если
родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет
страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную)
можно заложить в ребенка.