комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции шипящих звуков "Ш Ж Ч Щ"

01.01.2017

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции шипящих звуков [Ш],[ Ж],[ Ч],[ Щ]

При произношении шипящих звуков губы округлены и слегка вытянуты вперёд. Зубы сближены, но не соприкасаются. Расстояние между ними 2 – 5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкийкончик языка поднят к верхним зубам и образует с ним щель.

1. «Наказать непослушный язычок»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10.Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.

2. «Лопатка»

Язык широкий положи
И спокойным удержи.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10.Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

3. «Парус»

Выше парус поднимай!
В путь кораблик отправляй!

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами.

4. «Качели»

Язычок на крылечке полежал –
И на качели побежал.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

5. «Дудочка»

Дудочка, дуди сильней,
Созовём мы всех друзей!

Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку».

6. «Маляр»

Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Будет чистым (вот дела!)
Всё до дальнего угла!Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад.

7. «Вкусное варенье»

Мы вареньем, крепким чаем
Всех знакомых угощаем…
С губ сотрём следы варенья,
Угощенья – объеденья!

Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю.Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

8. « Лодочка»

Лодочку могу свернуть
И на ней отправлюсь в путь,
Как ни высока волна,
Лодке не страшна она!

Сделать упражнение «Лопаточка» кончик и боковые края языка загнуть вверх, но язык высоко не поднимать.

9. «Язык перешагивает через зубы»

А потом пошёл гулять,
По ступенечкам шагать.
Хочу такой сайт

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

б) Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

10. «Чашечка»

Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй!

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

11. «Болтушка», «Индюк»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд – назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался, а нижняя челюсть не двигалась.

12. Пощёлкать кончиком языка

Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимается к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывается.

13. «Лошадка»

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке.

14. «Грибок»

Лошадка шла, шла
И грибок нашла.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10. Следить, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к нёбу, а губы не натягивались на зубы.

15. «Гармошка»

На гармошке он сыграет,
И песенку споёт…

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.

Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.11.2018

Дата обновления: 23.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».