01.01.2017
Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений. Я хочу познакомить с упражнениями к подготовке развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике.
Учитель- логопед МКОУ д/с №4 "Умка"
Олеся Валерьевна Столярова
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека.
Различают три типа дыхания: верхнереберный, грудной, грудобрюшной (он же диафрагмально-реберный).
Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений.
Я хочу познакомить с упражнениями к подготовке развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике.
Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.
Этап включает четыре упражнения. Длительность каждого упражнения 4-5 минут. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной недели.
Первый этап длится столько времени, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания.
Примерная продолжительность этапа- четыре недели. В течение этого времени ребенок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.
На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное внимание детей.
Упражнение 1. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.
Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается ребенком зрительно.
Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как оно поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
В соответствии с инструкцией педагога ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы. Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом.
Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимым взрослым:
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывет по мне.
В течение недели можно менять игрушки, разнообразить словесное сопровождение. Например: «Качели- вверх, качели- вниз, крепче куколка держись!»
Упражнение 2. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.
Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью).
Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
Упражнение можно сопровождать рифмовкой:
Бегемотики лежали
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение 3. Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы.
Работа диафрагмы продолжается контролироваться зрительно и тактильно.
Инструкция: «Сядь, положим ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
Упражнение можно сопровождать рифмовкой:
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение 4. Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы
Работа диафрагмы продолжается контролироваться зрительно и тактильно.
Инструкция: «Встань, положи ладонь на живот и почувствуй, как она движется, если ты дышишь правильно».
При выполнении упражнений взрослый следит за тем, чтобы выдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались. Такой контроль необходим, потому-то у детей с нарушением речи при значительном увеличении объема вдыхаемого воздуха легко возникает гипервентиляция (наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение; и как следствие – отказ от занятий).
Важно помнить, что внимание ребенка на этом этапе сосредоточивается не на длительности вдоха и выдоха, а на работе диафрагмы, т.е. на ощущениях сокращение этой мышцы.
Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике
Этап включает четыре упражнения. Длительность каждого упражнения 4-5 минут. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной недели.
На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное внимание детей.
Упражнение 1. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.
Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как оно поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
В соответствии с инструкцией педагога ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы.
Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом.
Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимым педагогом:
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывет по мне.
В течение недели можно менять игрушки, разнообразить словесное сопровождение. Например: «Качели- вверх, качели- вниз, крепче куколка держись!»
Упражнение 2. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.
Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
Упражнение можно сопровождать рифмовкой:
Бегемотики лежали
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение 3. Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы.
Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
Упражнение можно сопровождать рифмовкой:
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение 4. Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы.
Инструкция: «Встань, положи ладонь на живот и почувствуй, как она движется, если ты дышишь правильно».
При выполнении упражнений взрослый следит за тем, чтобы выдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались. Такой контроль необходим, потому-то у детей с нарушением речи при значительном увеличении объема вдыхаемого воздуха легко возникает гипервентиляция (наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение; и как следствие – отказ от занятий).
Важно помнить, что внимание ребенка на этом этапе сосредоточивается не на длительности вдоха и выдоха, а на работе диафрагмы, т.е. на ощущениях сокращение этой мышцы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.11.2018
Дата обновления: 23.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017