Рабочая программа воспитания 2023-2024

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Абанский детский сад № 4 «Умка»

Рабочая программа воспитания

Абан, 2023

Рабочая программа воспитания входит в «Содержательный раздел» Программы, разработана в соответствии с Федеральной
программой воспитания (п.29) раздела III
«Содержательного раздела ФОП ДО», раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к
традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России).
Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный, содержание которых
представлено в таблице 1 цитированием содержания и указанием ссылок на соответствующие разделы и страницы текста Федеральной
рабочей программы воспитания ФОП ДО.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РПВ (п. 29.2. ФОП ДО)
Согласно п. 29.2 ФОП ДО, общая цель воспитания в ДОО - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и
создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1)
формирование первоначальных представлений о традиционных ценностяхроссийского народа, социально приемлемых нормах и
правилах поведения;
2)
формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
3)
становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии страдиционными ценностями, принятыми в обществе
нормами и правилами.
Согласно п. 29.2.1.2. ФОП ДО Задачами воспитания в ДОО являются:
1) содействие развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствование становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности
поступать согласно своей совести;
3) создание условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и
саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществление поддержки позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды,
создания воспитывающихобщностей.
Согласно п. 29.2.2. ФОП ДО в РПВ выделены следующие направления воспитания:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ

ЦЕННОСТИ

Содействовать
формированию
у
ребёнка Родина и природа
личностной позиции наследника традиций и
культуры,
защитника
Отечества
и
творца
(созидателя), ответственного за будущее своей
страны.
СОДЕРЖАНИЕ
Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из
культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций.
Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство
гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к
труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей
готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в
будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные,
например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного
пункта, района, края, Отчизны в целом).
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ

ЦЕННОСТИ

Формирование способности к духовномуразвитию, Жизнь, милосердие, добро
нравственному самосовершенствованию,
индивидуально-ответственному поведению.
СОДЕРЖАНИЕ
Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно- смысловой сферы дошкольников на основе творческого
взаимодействия в детско- взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его
культурно-историческом и личностном аспектах.
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ

ЦЕННОСТИ

Формирование ценностного отношения детей к Семья, дружба, человек и сотрудничество
семье, другому человеку, развитие дружелюбия,
умения находить общий язык с другими людьми.
СОДЕРЖАНИЕ

Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных ценностей, формирование у него
нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в
своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к
законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом
поведения, с накоплением нравственных представлений,
формированием навыка культурного поведения.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕННОСТИ

ЦЕЛЬ
Формирование ценности познания.

Познание
СОДЕРЖАНИЕ

Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и
незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка.
Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано
ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
ФИЗИЧЕСКОЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕННОСТИ

ЦЕЛЬ
Формирование ценностного отношения детей к
Жизнь и здоровье
здоровому образу жизни, овладение элементарными
гигиеническими навыками и правилами безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ

Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраныи укрепления здоровья детей, становления
осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного исоциального
благополучия человека.
ТРУДОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ
Формирование ценностного отношения детей к
труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.

ЦЕННОСТИ
Труд

СОДЕРЖАНИЕ
Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному
напряжению физических, умственных инравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям.
Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении
трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ
Способствовать становлению у ребёнка
ценностного отношения к красоте.

ЦЕННОСТИ
Культура, красота

Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в
искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение
чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих
внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию
воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию
художественного вкуса.

Целевые ориентиры воспитания (п. 29.2.3. ФОП ДО)
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам).
Направление
Ценности
Целевые ориентиры
воспитания
Патриотическое
Родина, природа
Проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому
Духовно
нравственное

Жизнь,
милосердие, добро

Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий
сочувствие, доброту.

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении.

Познавательное

Познание

Проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный вповедении и
деятельности.

Физическое и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

Трудовое

Труд

Эстетическое

Культура и красота

Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий основными способами укрепления
здоровья - физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная гигиена,
безопасное поведение и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного
здоровья и здоровьяокружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к
личной и командной победе, нравственные и волевые качества.
Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к
результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в
игровой и других видах деятельности(конструирование, лепка, художественный
труд, детский дизайн и другое).
Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и
искусстве. Способный к творческой деятельности (изобразительной,декоративнооформительской, музыкальной, словесноречевой,театрализованной и другое).

Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы
Направление
воспитания
Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России,
испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Духовно
нравственное

Жизнь,
милосердие, добро

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Познавательное

Познание

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий
традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний,
способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку.
Способный не оставаться равнодушным кчужому горю, проявлять заботу;
Самостоятельно различающий основныеотрицательные и положительныечеловеческие
качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях моральноговыбора.
Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и
уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих
интересов и дел.
Любознательный, наблюдательный,испытывающий потребность всамовыражении, в том
числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в
познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных
ценностей.

Ценности

Целевые ориентиры

Физическое и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

Трудовое

Труд

Эстетическое

Культура и красота

Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья
- занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение
личной гигиены и безопасного поведения и др.
Сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к
личной и командной победе, нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность вдвигательной деятельности.
Имеющий представление о некоторых видахспорта и активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного впродуктивных видах деятельности.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РПВ (п. 29.3. ФОП ДО):
Уклад ДОО (п. 29.3.1 ФОП ДО):
- Цель и смысл деятельности ДОО, её миссия: ДОО считает своей миссией, целью и смыслом - обеспечение разностороннего развития
каждого воспитанника, с учетом государственной политики.
- Принципы жизни и воспитания в ДОО: жизнь в ДОО выстроена на уважении, доверии, принятии ребенка таким, какой он есть. Считаем
важным выделить - принцип следования нравственному примеру и воспитание через призму безопасности и безопасного поведения, т.е.
защищенность интересов личности от внутренних и внешних угроз; принцип совместной деятельности ребенка и взрослого, на основе
приобщения к культурным ценностям и их освоения.
- Отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и партнерам ДОО: ДОО выстраивает работу с
родителями, с учетом положительного эмоционального настроя педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. ДОО
создает условия для формирования у родителей уверенности в том, что ДОО всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то
же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою
очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети,
ради которых и осуществляется это взаимодействие. С партнерами ДОО выстраивает взаимовыгодное сотрудничество применяя принцип
полисубъектности.
- Ключевые правила ДОО: коллектив ввел правило «отказа» от запрета на посильное участие детей в ситуациях самообслуживания детская общность является полноправным участником воспитательного процесса; детской общностью разработаны правила и нормы
поведения в группах в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; важным правилом является соблюдение положения о

педагогической этике всем персоналом ДОО;

- Традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОО: традиции и ритуалы подробно описаны в п. 2.3. Программы; особые нормы этикета одна, из устоявшихся особых норм это проявление интереса коллективом к дальнейшей жизни выбывших воспитанников.
− Особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОО: на входе в ДОО расположен информационный стенд для ознакомления
родителей с важной информацией ДОО; в здании расположены стенды патриотического характера, подчеркивающие важность
текущего направления в том числе направлениягосударственной политики; на фасаде ДОО расположен флага РФ.
− Социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОО (учитывает этнокультурные, конфессиональные и
региональные особенности): ДОО посещают семьи и работают люди разных национальностей все участники образовательных
отношений толерантно относятся к друг другу, уважают культуру и традиции всех народов.
Воспитывающая среда ДОО (п. 29.3.2 ФОП ДО):
Условия для
формирования
эмоциональноценностного отношения
ребёнка к окружающему
миру, другим людям, себе

•
•
•
•
•

Распределение ролей в группе, знакомство с образами дружбы в фольклоре и детской литературе,
примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различныхвидах деятельности.
Проявление милосердия и заботы о младших и слабых членах группы.
Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
Воспитание навыков, необходимых для жизни в обществе: эмпатии (сопереживания),
коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения
соблюдать правила.
Развитие способности поставить себя на место другого
как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма

Условия для обретения
•
ребёнком первичного
•
опыта деятельности и
поступка в соответствии с •
традиционными
ценностями российского
•
общества
•

Воспитание морально-волевых качеств (честности,решительности, смелости, настойчивости и др.).
Поддержание у детей желания помогать малышам безопасно вести себя в помещении и на прогулке,
бережно относиться к ним.
Воспитание привычки к доступному для ребенка напряжению физических, умственных и нравственных
сил для решения трудовой задачи.
Приучение ребенка к поддержанию элементарного порядка в окружающей обстановке, поощрение
трудолюбия при выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности.

•
•
•

Поощрение проявления ребенком самостоятельности,позиции «Я сам!».
Посильное участие детей в ситуациях самообслуживания.
Поддержание стремления к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных
видах деятельности.
Воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.

Условия для становления
самостоятельности,
инициативности и
творческого
взаимодействия в разных
детско-взрослых и детско-

•

детских общностях,
включая разновозрастное
детское сообщество

Общности ДОО (п. 29.3.3. ФОП ДО):
В ДОО выделяются следующие общности:
−
Педагог - дети,
−
Родители (законные представители) - ребёнок (дети),
−
Педагог - родители (законные представители).
−
Дети-дети
−
Педагог-педагог
−
Родители (законные представители) – родители (законные представители)
профессиональное сообщество
Ценности и цели:

- цель:

взаимодействие
на
профессиональные
темы,
постоянный обмен
знаниями, который обеспечивает
личный и профессиональный рост.
- ценности:
1.
общегуманистические
социальные ценности
(гражданственность, любовь к
людям, интеллигентность,
духовность)
2.
профессиональная
идентичность спрофессиональной
общностью на основе принятия им
содержательных
аспектов
деятельности по формированию и
развитию личности ребенка и
требований к их выполнению, а
также сложившихся
профессиональных норм и правил,
стиля
мышления,
образцов

профессионально-родительское
сообщество
цель: объединение усилий
по
воспитанию ребенка в семье и в
ГБДОУ, включение родителей в
образовательный процесс.
- ценности:
1. уважение друг к другу;
2. здоровьесбережение и безопасность
детей;
3. создание единого пространства для
воспитания ребенка.
-

детско-взрослое со общество
- цель: создание общего пространства
взаимоуважения,
отзывчивости, щедрости,
доброжелательности,
общения
-ценности:
сотворчество и сопереживание,
взаимопонимание и взаимное уважение,
отношение к ребенку как к
полноправному человеку, наличие
общих симпатий, ценностей исмыслов у
всех участников общности.

Особенности
организации
общностей и их
роль в процессе
воспитания детей

Особенности
обеспечения
возможности
разновозрастног
о
взаимодействия
детей

социального поведения
- детско-взрослая общность является
в
ДОО
существуют:
- в ДОО существуют: родительские
источником и механизмом воспитания
педагогический совет, творческие и
комитеты, всесообщества
ребенка. Находясь в общности, ребенок
формируются
с
учетом
необходимости
рабочие группы, все сообщества
сначала приобщается к тем правилам и
обеспечения
образовательного
процесса,
формируются с учетом
нормам, которые вносят взрослые в
а
так
же
на
основе
собственных
необходимости обеспечения
общность, а затем эти нормы усваиваются
интересов и инициатив;
образовательного процесса, а так
ребенком и становятся его собственными.
- роль в процессе: совместное
же на основе собственных
обсуждение воспитывающими
интересов и инициатив;
- роль в процессе: педагоги, а
взрослыми
также
другие
сотрудники,
особенностей ребенка и дальнейшее
являются
примером
в
создание условий, которые необходимы
формировании
для его оптимального и полноценного
Полноценных исформированных
развития и воспитания.
ценностных ориентиров, норм
общения и поведения.
Важным является взаимопомощь старших детей младшим во время проведения общих мероприятий и на прогулочных участках
в повседневной жизни. Отношения с младшими - это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а
также пространство для воспитания заботы и ответственности.

Задачи воспитания ДОО (п. 29.3.4. ФОП ДО):
Интегрированы в каждую образовательную область и отражены в п 2.1 Программы. Формы совместной деятельности в
образовательной организации. (п. 29.3.5. ФОП ДО):
Работа с родителями (законными представителями) (п. 29.3.5.1. ФОП ДО):
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и
сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОО.
Для реализации РПВ используются формы сотрудничества с семьями воспитанников, описанные в п. 2.5 Программы.
События ДОО (п. 29.3.5.2. ФОП ДО):
«Проекты воспитательной направленности»
«Коллективное творческое дело»
«Утренние и вечерние круги»
«Свободная игра»
«Творческие соревнования».

«Праздники и фольклорные мероприятия»
«Физкультурные мероприятия»
Мероприятия постоянного (ежедневного, режимного) характера гибко включаются педагогом в различные образовательные
ситуации, в игровую и другие деятельности детей.Совместная деятельность в образовательных ситуациях (п. 29.3.5.2.3. ФОП ДО):
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в ДОО относятся:
✓ ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
✓ социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта;
✓ чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок,
заучивание и чтение стихов наизусть;
✓ разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды- инсценировки;
✓ рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов;
✓ организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное),
✓ экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение спектаклей, выставок;
✓ игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие); демонстрация собственной нравственной
позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт,
похвала, поощряющий взгляд).
Все указанные образовательные ситуации обеспечивают образовательный процесс и носят ярко выраженный воспитательный
характер.
Организация предметно-пространственной среды (п. 29.3.6. ФОП ДО):
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды в ДОУ предусматривает совместную деятельность
педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном
процессе:
В ДОО имеются:
✓ - знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОО (флаги: России, Красноярского края, района, ДОО; гербы:
России, Красноярского края, поселка);
✓ компоненты среды, отражающие региональные этнографические и другие особенности социокультурных условий, в которых
находится ДОО (куклы в русских народных костюмах);
✓ компоненты среды, отражающие экологичность, природо-сообразность и безопасность (информационные стенды, пункт сбора
вторсырья, уголок эколят-дошколят на территории сада, пункт сбора пластиковых крышек и батареек);
✓ компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности (групповые и уличные
центры активности подробно описаны в материально-техническом разделе программы);
✓ компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей (фотоальбом: «Наша
дружная семья»; галерея «Спасибо деду за победу» и др.);
✓ компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых
технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира (карты
мира, центры научно естественной направленности подробно описаны в материально- техническом разделе программы);

✓ компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа
жизни, физической культуры и спорта (центры двигательной активности на групповых участках);
✓ компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями
традиций многонационального российскогонарода (настольная игра: «Народы России»);
✓ - компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни
человека и государства (на уличных участках организованы центры труда; в групповых участках уголки дежурства);
При выборе материалов и игрушек для ППС ДОО ориентируется на продукцию отечественных и территориальных производителей.
Социальное партнерство (п. 29.3.7. ФОП ДО)
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства в ДОО предусматривает: участие представителей партнеров в
образовательной деятельности и мероприятиях ДОО; проведение различных мероприятий на базе организаций-партнеров. Все мероприятия
носят воспитательную направленность и реализуются согласно годовому и календарному плану воспитательной работы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РПВ (п. 29.4. ФОП ДО)
Кадровое обеспечение (п. 29.4.1. ФОП ДО)
В ДОО приняты следующие решения по разделению функционала, связанногоосуществление воспитательной деятельности:
Должность
Функция
ответственного
Старший
воспитатель, планирование, организация, реализация, обеспечение воспитательной деятельности
педагог-психолог,
музыкальный руководитель,
инструктор по физической
культуре, воспитатели
Старший воспитатель, зам.
повышение квалификации педагогов ДОО в сфере воспитания
зав. по МР, заведующий
Педагог-психолог,
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, втом числе с ОВЗ и других категорий
музыкальный руководитель,
инструктор по физической
культуре, воспитатели
Старший воспитатель,
привлечение специалистов других организаций (образовательных, социальных, правоохранительных и
других) к воспитательной деятельности
заведующий
Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагогаосуществляется в процессе ее проектирования и
организации на разных уровнях:
Заведующий:
✓
управляет воспитательной деятельностью на уровне ДОО;

✓
создает условия, позволяющие педагогическому составу эффективно реализоватьвоспитательную деятельность;
✓
проводит анализ итогов воспитательной работы в ДОО;
✓
обеспечивает повышение
квалификации педагогических работников ОО
повопросам воспитания.
✓
утверждает воспитательную деятельность в ДОО, включая календарный планвоспитательной работы;
✓
регулирование воспитательной деятельности в ДОО;
✓
контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной деятельностив ДОО.
Старший воспитатель:
✓
организация воспитательного процесса в ДОО;
✓
разработка необходимых для организации воспитательной деятельности в ДОО нормативных документов (положений,
инструкций, должностных и функциональных обязанностей, проектов и плана воспитательной работы и др.);
✓
планирование работы в организации воспитательной деятельности как на группах так и во всем пространстве детского
сада;
✓
организация эффективной практической работы в ДОО в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
✓
проведение мониторинга состояния воспитательной деятельности в ДОО совместно с Педагогическим советом;
✓
организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов для совершенствования их
психолого-педагогической и воспитательных компетентностей-проведение анализа и контроля воспитательной
деятельности, распространение передового опыта других образовательных организаций;
✓
формирование мотивации педагогов к участию в разработке и реализации разнообразных воспитательных и социально
значимых проектов;
✓
наполнение и обновление сайта ДОО информацией о воспитательной деятельности; организационно-координационная
работа по проведению общественных воспитательных событий на уровне ДОО;
✓
участие в районных и городских, конкурсах и т.д.;
✓
организационно-методическое сопровождение воспитательной деятельности педагогических инициатив;
✓ создание необходимой для осуществления воспитательной деятельности инфраструктуры;
✓
развитие сотрудничества с социальными партнерами;
✓
стимулирование мотивации к активной воспитательной деятельности педагогов; организация сетевого взаимодействия
социальных институтов города, подготовка договоров.
Педагоги (воспитатели, муз. руководитель, инструктор по физической культуре):
✓
обеспечение деятельности детей творчеством, физической культурой;
✓
формирование у дошкольников активной гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных,
культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение традиций ДОО;
✓
организация работы по формированию общей культуры личности воспитанников;внедрение здорового образа жизни;
✓
внедрение в практику воспитательной деятельности новых технологий взаимодействия и сотрудничества с детьми;
✓
организация участия воспитанников в событиях и мероприятиях, проводимых районными, городскими и другими
структурами в рамках воспитательной деятельности.

Нормативно-методическое обеспечение (п. 29.4.2. ФОП ДО)
Для реализации РПВ в ДООиспользуется практическое руководство
«Воспитателю о воспитании»,представленное в открытом доступе в электронной форме на платформе институт воспитания РФ
Требования к условиям работы с особыми категориями детей (п. 29.4.3. ФОП ДО)
ДОО готово принять любого ребёнка независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических,
этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
В ДОО созданы особые условия воспитания для отдельных категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности:
дети с ООП, в ДОО нет категории детей с ОВЗ, детей с инвалидностью, – при появлении ребенка, имеющего статус подтвержденный
документально для него создаются равнозначные условия с учетом его индивидуальности:
1)
возможность выбора деятельности, партнера и средств; учитываются особенности деятельности, средств её реализации,
ограниченный объем личного опыта детей особых категорий;
2)
формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с
учётом необходимости развития личности ребёнка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения;
3)
создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников, их позитивной
социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
4)
доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учётом
особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка;
5)
участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка дошкольного возраста с особыми
образовательными потребностями.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Для достижения наибольшего результата поставленных целей и задач в рабочей Программе воспитания деятельность детского
сада в части, формируемой осуществляется в рамках воспитательной работы в представленном едином механизме сотрудничества
педагогов с родителями и признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей как в обязательной, так и в вариативной
части Программы воспитания.
Календарный план воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
№ Дата
п/п

Воспитательное
событие

Формы организации образовательного процесса в разных возрастных группах
Первая младшая Вторая младшая Средняя группа Старшая группа
группа
группа
СЕНТЯБРЬ

Подготовительная к
школе группа

1

1 сентября

День знаний

День радостных встреч
«Здравствуйте, это я!», «Наша
группа»

-праздник: «Наш детский сад!»;
-акция «Внимание, дети!»

2

27 сентября

Международный
день туризма

Поход-экскурсии по участку
детского сада

Поход-экскурсия по территории детского сада «По родному
краю с рюкзаком шагаю»

3

27 сентября

День воспитателя Выполнение
коллективной Беседа о труде дошкольных работников. Экскурсия по саду
и всех
открытки-поздравления
для «Кто работает в нашем саду»
дошкольных
дошкольных работников
работников

4

1 октября

Международный
день пожилых
людей

5

1 октября

Международный
день музыки

6

4 октября

День защиты
животных

7

5 октября

День учителя

ОКТЯБРЬ
Подготовка и изготовление
Беседа с детьми: «Старость нужно уважать», «Мои любимые
поздравительных открыток для
бабушка и дедушка»
дедушек и бабушек
Музыкальное развлечение «Споем друзья»
Беседа
«Правила
безопасного Беседа «Правила безопасного поведения с домашними
поведения
с
домашними животными»
животными»
Просмотр познавательных фильмов «Животные родного края»,
Чтение
художественных
произведений: В. Бианки «Купание
медвежат»
Проектная
Викторина «Умники и умницы. Хочу
деятельность по
все знать»
теме «Скоро в
школу»

8

16 октября

9

третье
День
отца
воскресенье России
октября

Всемирный день Беседы в режимные моменты о
хлеба
бережном отношении к хлебу.
Дидактическая игра «Путешествие
хлебного зёрнышка»

10

3 ноября

День С. Я.
Маршака

11

4 ноября

День народного
единства

12

10 ноября

13

13 ноября

в Беседы с детьми о папах
Общее панно-коллаж «Наши папы
лучше всех»

Тематический день «Хлеб всему
голова»
Беседа с просмотром презентации «Как
хлеб на стол пришёл»

«Хлеб – это жизнь».
Беседа с
использованием
фотовидеоматериалов о
блокадном
Ленинграде,
хлебных пайках во
время ВОв.
Беседы с детьми о папах + изготовление подарков
Спортивные соревнования пап «Мой папа лучше всех»
(средние группы)

НОЯБРЬ
Час произведений С.Я. Маршака Час произведений С.Я. Маршака (посещение библиотеки)
(чтение
художественных Беседы с детьми о С.Я. Маршаке, о его творчестве
произведений писателя)
Выставка детских рисунков «Любимые герои сказок и стихов
Маршака»
Конкурс чтецов «Путешествие по страничкам произведений
С.Я. Маршака»

Стихи о Родине, загадки о символах страны (березка, Рассматривание фото, репродукций картин,
матрешка…), рассматривание иллюстраций по теме– иллюстраций на тему: «Дружба народов
ср. гр.
разных национальностей», «Национальные
обычаи народов», «Русский народный
костюм».
Рассматривание
альбома
«Символика
страны»
Игра-викторина «Мы – патриоты»
Спортивное развлечение (подвижные игры
народов России);
День сотрудников Беседа «Наша полиция» с опорой на Тематическое занятие ко дню полиции «Поможем Емеле
органов
иллюстрации
получить права»
внутренних дел
Всемирный день Беседа на тему «Что такое дружба», стихи, песни о дружбе
доброты
Эстафеты «Дружба крепкая» (парами, тройками, подгруппами)
Праздник обнимашек

14

15

16

17

18

19

20

18 ноября

День рождения Рассматривание Конструктивная
Дидактическая игра «Пожелания Деду Морозу»
Деда Мороза
коллекции
деятельность
Мастерим «Подарки для Деда Мороза»
открыток с
«Дом Деда
-Дидактическая игра «Вспомни и назови сказки, в которых
изображением
Мороза»
можно встретить Деда Мороза»
Деда Мороза,
(составление из
Снегурочки,
разных видов
сказочных
конструктора)
героев.
21 ноября
мультфильмов. Беседы по Беседа с опорой на Мини-проект «Мы –
Всемирный день Просмотр любимых
телевидения
содержанию.
презентацию «Кто мультипликаторы:
там, в телевизоре?» выбор сюжета, лепка
(знакомство с
героев, участие в
профессиями)
съёмке.
30 ноября
«Наука
«Геральдика»
Государственного
Знакомство
с
герба Российской
Гербом России: Беседа о геральдике как науке, знакомство
с различными гербами (города, рода,
Федерации
рассказ
страны и т.д.).
педагога,
рассматривание Беседа о Гербе России, его значении для
граждан страны и его использовании.
иллюстраций.
30 ноября
Всемирный День Чтение сказок о домашних
Беседа о заботе о домашних питомцах- Мини-проект
«За
домашних
питомцах
Путешествие в страну домашних кого мы в ответе»
питомцев
Беседа о заботе о домашних
животных (видеоролики, презентации, Фотовыставка
питомцах
беседы)
домашних животных
Пение песенок о домашних
Беседа о заботе о
животных
домашних питомцах
последнее
День матери в Выставка творческих работ ко Дню Матери «Вместе с мамой: творим, рисуем, мастерим».
воскресенье России
Песни про маму, совместные развлечения с мамами, детские сюжетно-ролевые игры
ноября
ДЕКАБРЬ
3 декабря
День
Тематические занятия с использованием ИКТ (презентации,
неизвестного
видео по теме), рассматривание иллюстраций, чтение
солдата
художественной литературы по теме.
3 декабря

Международный
день инвалидов

Беседы «Люди так не делятся...»,
«Если добрый ты...»

Беседы «Люди так не делятся...», «Если добрый ты...»
Просмотр и обсуждение мультфильма
«Цветик–семицветик»

21

5 декабря

День
добровольца
(волонтера) в
России

22

8 декабря

Международный
день художника

23

12 декабря

День
Конституции
Российской
Федерации

24

31 декабря

Новый год

25

7 января

Рождество

26

11 января

Международный
день «Спасибо»

27

8 февраля

День российской
науки

Беседы с детьми на темы «Легко ли
быть добрым?», «День добрых дел»
- оказание посильной помощи мл.
воспитателю

Беседы с детьми на темы «Легко ли быть добрым?», Кто такие
волонтеры». «День добрых дел» — оказание помощи
малышам в одевании, раздевании
Создание лепбука «Дружба»;
Принятие детей в ряды волонтерского движения «Дошколятаэколята» (праздник)
Акция - трудовой десант «Расчистка участков от снега»
(поможем дворнику)
Беседы «Кто такой художник»,
Беседы «Творческая профессия – художник»
«Что нужно художнику»
Выставка работ известных художников родного
Творческая мастерская «Наши руки города, страны. Галерея юных художников
не для скуки»
Виртуальная экскурсия в музей
«Права
«Права и
Беседа о
Праздник
обязанности».
Конституции
ребёнка»
Беседа по итогам РФ
чтения
художественной
литературы.
Праздники «Новый год у ворот», «В гостях у Деда Мороза»
Трудовая акция «Украсим группу и прогулочный участок» - мастерская Деда Мороза
Выставки творческих работ сделанных совместно с родителями
ЯНВАРЬ
Знакомство с традицией празднования Рождества в России:
происхождение праздника, народные гулянья – колядки, песни
и др – через разучивание народных игр, стихов (фольклор),
просмотр презентаций и видео, слушание музыкального
материала.
Беседы «Уроки вежливости», «Вежливые слова», «Спасибо на разных языках»
«Вежливые сказки»
ФЕВРАЛЬ
Познавательно-игровое развлечение Тематическая неделя «Путешествие в страну Науки»
«Путешествие в мир опытов»
Опыты и эксперименты «Юные химики»
Просмотр мультфильмов: «Фиксики»

28

15 февраля

29
30

15-20
февраля
21 февраля

31

23 февраля

День защитника
Отечества

32

8 марта

Международный
женский день

33

27 марта

Всемирный день
театра

День памяти о
россиянах,
исполнявших
служебный долг
за пределами
Отечества
Масленица
Международный
день родного
языка

Беседы «Кто такие воины-интернационалисты», «Границы
нашей Родины. А что за ними?»
Просмотр презентаций, видео по теме.

Фольклорное развлечение «Широкая Масленица»
Заклички, народные подвижные игры «Встречай Масленицу!»
Девиз дня: «Богат и красив наш русский язык» (сопровождение всех режимных моментов
произведениями устного народного творчества)
«Познание»: «Мы — россияне, наш язык— русский» (средние, старшие и подготовительные гр.)
«Ярмарка» (традиции русского народа, народные игры) (средние, старшие и подготовительные гр.)
Ситуации общения «Папа может,
Беседа «Военные профессии», «Крепки и сильны русские
папа может»,
богатыри». Праздник «День защитника Отечества»
Оформление фотовыставки «Наши
Выставка творческих работ «Наши папы удалые»
папы»
спортивный праздник (с участием пап);
Вручение подарков папам,
Спортивно-патриотическая игра «Зарница»
сделанных своими руками
МАРТ
Праздничные концерты, посвященные международному женскому дню
Цикл бесед о маме, бабушке, сестре, девочках, семье
Творческие мастерские «Подарок для мамочки», выставка рисунков («Моя мама», «Моя бабушка»,
«Любимая сестрёнка»)
Неделя театра (показ разных видов театра)
Фестиваль театрализованных представлений по произведениям С.В. Михалкова
АПРЕЛЬ

34

1 апреля

Международный
день птиц

-чтение
«Птичка»,
Берестов В.Д.
«Курица с
цыплятами»

35

6 апреля

Международный
день спорта

Беседа о спорте.
Раскрашивание «Виды спорта»

36

12 апреля

День
космонавтики

Чтение стихов и произведений о
космосе, просмотр иллюстраций
Подвижные и строительные игры

37

1 мая

38

3 мая

-Беседа о птицах Акция «С каждого по зернышку»
(не
разорять (изготовление корма для птиц «Козинаки»)
гнезда, не брать в
руки выпавшего
птенца)
-Чтение
Л.Н.Толстого
«Птица свила
гнездо»
Спортивное
Беседа «Спорт – это жизнь»
развлечение.
Спортивные развлечения.
Рассматривание Викторины «Какой вид спорта»
иллюстраций о
Рассказы детей «Я занимаюсь спортом» (из
спорте.
личного опыта)
Разгадывание
загадок о
различных
видах спорта.
Цикл бесед. Организация выставки по теме
Просмотр познавательных мультфильмов (о космосе,
космических явлениях
Конструирование ракет

МАЙ
Праздник Весны Слушание и исполнение песен, художественных произведений о весне и труде, слушание музыки о
и Труда
весне
Знакомство с пословицами и поговорками о труде
Волонтерское движение «Дошколята-эколята» - (уборка территории);
День Солнца
Экспериментирование «Солнечные Наблюдение за
Просмотр презентации «Солнце»
зайчики»
солнцем на
Проектная деятельность «Солнечная
Подвижная игра «Солнышко и
прогулке
тропинка».
дождик»
Рисование
Наблюдение за солнцем на прогулке
Загадки про солнце
солнышка
нетрадиционной
техникой –
ладошками

39

4 мая

Международный
день пожарных

40

9 мая

День Победы

Рассматривание и раскрашивание
раскрасок.
Беседы о труде пожарных, о
правилах безопасности
Чтение художественной
литературы.
Просмотрмультфильмов
Цикл бесед «Детям о ВОВ» (по возрасту)
Выставка детских рисунков «День Победы».

Продуктивная деятельность: рисование,
ручной труд из бросового и природного
материала
на
тему
«Специальный
транспорт».
Дидактические игры «Горит – не горит»,
«Из чего сделано».
Чтение
художественной
литературы.
Просмотр мультфильмов
Цикл бесед «Детям о ВОВ» (по возрасту)
Выставка детских рисунков «День
Победы».

Мини-Парад, посвященный Дню Победы

41

24 мая

42

1 июня

43

6 июня

Создание музейной экспозиции в группах
«Защитники Отечества с Древней Руси до
наших дней»
Акции совместно с родителями:
«Бессмертный полк», «Георгиевская
ленточка», «Окна Победы», Парад Победы
и фестиваль песни и пляски
День славянской
Рассматривание Беседа «Что такое азбука».
Чтение, беседа «Филиппок» Л.Н. Толстой.
письменности и
и
Игры с буквами (лепка, рисование, раскрашивание и тд)
культуры
раскрашивание
букв.
ИЮНЬ
День защиты
Беседы о правах детей, «Дружат дети на планете»;
детей
Музыкальное развлечение «Дети должны дружить»
Рисунки на асфальте «Солнечное лето для детей планеты»
День русского
языка

Чтение художественной литературы Беседы: «Россия – многонациональная страна», «А.С. Пушкин
– великий русский поэт».
русских писателей (по возрасту)
Дидактические игры «Скажи правильно», «Скажи наоборот»,
«Скажи по-другому».
Чтение художественной литературы разного жанра.

44

9 июня

Международный
день друзей

45

12 июня

День России

46

22 июня

День памяти и
скорби

47

8 июля

День семьи,
любви и верности

48

12 августа

День
физкультурника

Беседы: «С кем
ты
любишь
играть», «Как
зовут друга»

Продуктивная деятельность «Открытка другу».
Слушание песен о дружбе.
Чтение художественной литературы.
Беседа – анализ ситуаций «Он поступил как друг?»
Развлечение на участке «Дорогой дружбы и добра» (эстафеты,
подвижные игры и др)
Цикл бесед о России, родном городе, государственной
символике.
Выставки творческих работ «Россия – гордость моя!»,
фотовыставка «Любимое место в городе»
развлечения, викторины о стране и родном крае.
Поэтический час «Мы о войне стихами говорим»
Тематические беседы «Страничка истории. Никто не забыт»
Прослушивание музыкальных композиций «Священная
война», «22 июня ровно в 4 часа…», «Катюша»
Игра «Перевяжи раненого солдата», «Саперы», «Разведчики»
Совместное рисование на темы «Голубь мира», «Я хочу,
чтоб не было больше войны!»

ИЮЛЬ
Беседы «Мой семья», «Отдыхаем
всей семьей»
игра «Мамины и папины
помощники»
Рисунки на асфальте «Ромашковое
поле»
АВГУСТ
Цикл бесед о ЗОЖ. Чтение и
рассматривание иллюстраций с
летними видами спорта.
Игры на свежем воздухе
День соревнований «Такие разные
мячи»

Цикл бесед о семье. Утренняя зарядка всей семьей.
творческая мастерская «Ромашка на
счастье», презентация поделок «Герб
моей семьи». Выставка совместных с детьми рисунков
«Генеалогическое древо семьи»
Цикл бесед о ЗОЖ. Чтение и рассматривание иллюстраций с
летними видами спорта.
Игры на свежем воздухе
День здоровья

49

22 августа

День
Государственного
флага Российской
Федерации

50

27 августа

День российского
кино

Беседа «Флаг России».
Игры «Собери флаг», «Передай
флажок», «Чей флажок быстрей
соберется?», «Будь внимательным»,
«Соберись в кружок по цвету».

Беседа «Исторические факты появления флага»
Игра-викторина «Флаг державы –символ славы» Выставка,
посвященная Дню Российского флага
Беседы на темы: «Что мы знаем о
кино?», «Как снимают кино?»
Дидактические игры «Придумай новых
героев» и «Эмоции героев»
Встреча с героями фильмов и
мультфильмов
Рисованием на тему «Мой любимый
герой мультфильма»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.08.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (39163) 22-0-52

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».