Пояснительная записка к учебному плану МКДОУ Абанский детский сад № 4 «Умка» на 2023 – 2024 учебный год Образовательная деятельность МКДОУ Абанский детский сад № 4 «Умка» (далее ДОО) ведется по образовательной программе ДОО (далее – Программа). Учебный план разработан в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28 сентября 2020 г. № 28; - Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685.21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021; - Уставом ДОО. Учебный план ДОО является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного материала. Учебный план отражает специфику ДОО, учитывает в полном объеме возрастные, психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. В учебный план включены пять направлений развития детей (образовательные области): - социально – коммуникативное; - познавательное; - речевое; - художественно – эстетическое; - физическое. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению образовательной программы осуществляется в течение всего периода пребывания детей в детском саду через совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (НОД), так и в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения или их интеграцию. Учебно-воспитательный процесс осуществляют воспитатели, специалисты. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители (лица их заменяющие), педагоги. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет продолжительность занятия составляет не более 10 мин, максимально допустимый объем образовательной нагрузки 20 минут. Продолжительность занятия: для детей 4-го года жизни – не более 15 минут; для детей 5-го года жизни – не более 20 минут; для детей 6-го года жизни – не более 25 минут; для детей 7-го года жизни – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной группах – 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна и 90 соответственно. В середине времени, отведенного на занятие, проводится физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут. Во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах аппликация чередуется с лепкой. Таким образом, лепка и аппликация проводятся 2 раза в месяц (1 раз в две недели). Начало занятий для всех возрастных групп не ранее 9.00, окончание занятий не позднее 17.00. Суммарный объем двигательной активности для всех возрастов составляет не менее 1 часа в день. Объем самостоятельной деятельности, как свободной деятельности обучающихся, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды по каждой образовательной области, не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей составляет 3 – 4 часа в день для всех возрастных групп. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Занятие по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуется 3 раза в неделю. Один раз в неделю для детей 5 – 7 лет круглогодично организовывается занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Индивидуальная работа во всех возрастных группах проводится в утреннее и вечернее время в совместной деятельности педагога с детьми. Дополнительные виды деятельности (кружки, студии и т.п.) организуются во второй половине дня вне рамок основной образовательной деятельности, их количество включено в максимально допустимую нагрузку и не превышает одного раза в неделю. Все занятия проводятся с согласия родителей и по выбору детей. Продолжительность занятий для детей 5 – 6 лет не более 25 минут, для детей 6 – 7 лет не более 30 минут. Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с дошкольниками. Выбор форм работы осуществляется педагогами самостоятельно. В работе с детьми дошкольного возраста педагоги используют преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Образовательный процесс построен на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.